Большой всплеск эмоций вызвала публикация на прошлой неделе в СМИ
приказа минтранса № 36. Чиновники отменили обязательное требование
оснащения тахографами транспортных средств, осуществляющих городские и
пригородные регулярные пассажирские перевозки. Однако это противоречит
другим законодательным актам, в частности, устанавливающим штрафы за
отсутствие тахографа.
Исключения по тахографам
В приложении № 2 приказа минтранса № 36 от 13.02.13г. перечисляются
категории ТС, которые обязаны быть оснащенными тахографами. В качестве
исключений в данном перечне указаны транспортные средства категории М2,
М3, осуществляющие городские и пригородные регулярные перевозки в
соответствии с Правилами перевозок пассажиров и багажа автомобильным и
городским электрическим транспортом, а также транспортные средства,
допущенные к осуществлению международных автомобильных перевозок в
соответствии с карточкой допуска на автотранспортное средство для
осуществления международных автомобильных перевозок грузов и пассажиров,
оснащаемые контрольными устройствами в соответствии с требованиями
Европейского соглашения, касающегося работы экипажей транспортных
средств, производящих международные автомобильные перевозки (ЕСТР).
Вместо тахографа — «средство контроля»
Однако этот документ не согласуется с действующей нормативной базой, в
частности, с постановлением правительства № 720 от 10.09.2009г.,
утверждающим Технический регламент «О безопасности колесных транспортных
средств». В пункте 8(1), дополненный постановлением правительства РФ от
10.09.2010 № 706, говорится, что ТС категорий M2, M3, N2, N3,
осуществляющие коммерческие перевозки пассажиров и грузов, подлежат
оснащению техническими средствами контроля за соблюдением водителями
режимов движения, труда и отдыха. При этом указано, что порядок
оснащения указанными техническими средствами транспортных средств,
находящихся в эксплуатации, определяется минтрансом РФ.
Это ведомство и определило данный порядок приказом № 36, в котором
сделаны исключения, о которых сказано выше. Тем не менее в приказе
минтранса говорится только о тахографах, но не упомянуты другие средства
контроля за соблюдением водителями режимов движения, труда и отдыха, в
качестве которых могут использоваться не только тахографы. А этими
«другими» устройствами, согласно упомянутому техрегламенту, должны
оснащаться названные выше ТС. И никто это требование не отменял.
За что будут наказывать?
За нарушение данного требования Административным кодексом
предусмотрена ответственность. Пунктом 1 статьи 11.23 КоАП РФ за
управление ТС для перевозки грузов или пассажиров без технического
средства контроля, обеспечивающего регистрацию информации о режиме труда
и отдыха водителя ТС (далее — тахограф) предусмотрен штраф на граждан в
размере от 1000 до трех 3000 руб., на должностных лиц - от 5000 до
10000 руб.
Формулировка этой статьи вызывает дополнительные вопросы: что
законодатель имел ввиду фразой «далее — тахограф»? Штрафовать будут за
отсутствие только тахографа или любого иного устройства для контроля
режима и отдыха водителей? Времени для выяснения всех вопросов осталось
немного, т.к. штрафные санкции начнут действовать с 1 апреля этого года.
Теперь только со СКЗИ
Новости по тахографам не заканчиваются штрафами. Существенное
новшество, которое вводит приказ минтранса № 36, заключается в том, что
все тахографы должны быть оснащены программно-аппаратными шифровальными
(криптографическими) средствами (блоками СКЗИ тахографа). Их замена
должна производиться не реже одного раза в три года. Взаимодействие с
тахографами должно происходить при помощи специальных карт, которые, как
и СКЗИ, будут стоить немалых денег.
Естественно, импортные тахографы в принципе не могут иметь блоки
СКЗИ, поскольку их изготовление находится под контролем ФСБ РФ. Поэтому
огромное количество импортных тахографов, которые в настоящее время
успешно эксплуатируются и находятся в исправном состоянии, необходимо
будет выбросить и снова потратиться для приобретения российской
продукции.
Переход от старых тахографов к новым, отвечающим требованиям приказа
минтранса № 36, будет осуществляться в течение двух лет. Использование
тахографов, установленных на транспортные средства до 1 апреля 2013 г.,
допускается до даты очередной калибровки (проверки) указанных
технических средств, но не позднее 1 апреля 2015 г.
О том, какие устройства будут допущены к установке на ТС, можно узнать из специального перечня сведений о моделях тахографов.
Самое обидное для автоперевозчиков — это значительные потери времени и денег на переустановку тахографов.
Источник: http://www.auto39.ru/ |