Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас Гость | RSS

Четверг, 25.04.2024, 02:00


Меню сайта
Форма входа
Категории раздела
Мои статьи [0]
Все о грузовиках и перевозках [20]
Модели грузовиков, транспортировка грузов, не габаритный груз, новости автопрома
Наш опрос
Оценить компанию
Всего ответов: 133
Друзья сайта
Вологодский портал r35.ru
Деловая сеть Вологда и Вологодская область. Жёлтые страницы, телефонный справочник и каталог компаний, товаров и услуг. Промышленность и производство на портале PromPortal.su: машиностроение, металлургия, электротехника, оборудование
Наш сайт в каталоге Главной Московской доски объявлений 495RU.ru
Социальные сети
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог статей


Главная » Статьи » Все о грузовиках и перевозках

Инструкция по выбору тахографа

В связи с введением обязательного оснащения ТС категорий М2, М3 и N2, N3 (старая классификация C,D,E ) тахографами многие руководители задаются вопросами "Какой тахограф выбрать?", "Как уменьшить затраты на установку тахографов?", "Как снизить издержки на эксплуатацию при применении тахографов?".

Данная статья призвана дать ответы на эти вопросы.

Сразу отмечу – не хотите ни при каких условиях быть обвиненными в нарушении законов – ставьте тахографы по требованиям ЕСТР и соблюдайте условия эксплуатации, подробно прописанные в ЕСТР. Никто и никогда не сможет обвинить Вас в нарушении, если вы не виноваты. Дорого, очень много условий, но они четко и точно прописаны, отлично работают и вы заранее знаете когда, за что и на сколько Вас могут оштрафовать.

Начнем с того, что неправильно ставить вопрос "купить тахограф дешево". В последнее время тахографами стали называться такие устройства, которые таковыми не являются с точки зрения законодательства. Список одобренных тахографов вы можете посмотреть на сайте министерства транспорта РФ. Специфика ситуации в том, что некоторых одобренных моделей нет в продаже, зато существует огромное количество устройств, которые продавцы называют тахографами, но они не имеют разрешения на эксплуатацию на территории РФ (а тем более Европы).

Вооружимся законодательством (тексты документов Вы можете найти на вкладке нормативная документация) и начнем разбираться.

Откроем самый старый документ – постановление правительства №922 от 3.08.1996 года. Согласно этому документу, с 1998 года на все новые грузовики массой свыше 15 тонн и автобусы с количеством пассажиров более 20, оснащение тахографами должно происходить на заводе-изготовителе по нормам ЕСТР.

Ваше транспортное средство не оснащено? Поздравляю! Вы живете в России.

На дворе 2012 год, оснащение на заводах не осуществляется, мало того – в некоторые модели автомобилей европейский датчик скорости для тахографа можно поставить только после замены коробки передач!

Так удачно получилось, что, Вы не завод - производитель и Вас не могут привлечь за нарушение постановления №922 (хотя некоторые мастерские цитируют это постановление и для машин, находящихся в эксплуатации).

Следующее постановление правительства, которое касается оснащения контрольными устройствами – постановление правительства №720 от 10 сентября 2009 года. Согласно этому постановлению Все ТС, находящиеся в эксплуатации, категорий М2, М3 и N2, N3 должны быть оснащены «техническими средствами контроля за соблюдением водителями режимов движения, труда и отдыха» до 23 января 2012 года. 

Вы не знали и у Вас еще не установлено? Поздравляю! Вы живете в России.

Многие представители тахосервисов заявляют, что эти 2 приказа противоречат друг другу один говорит должен быть ЕСТР и точка, второй подразумевает и другие сертифицированные «технические средства». Я же заявляю: «Читайте внимательно – один касается новых машин, т.е. выходящих с завода, второй – для машин в эксплуатации».

В подтверждение данной позиции МИНТРАНС прислал письмо № 03-03/07-568 от 14.02.12, в котором заявил, что на автомобили, находящиеся в эксплуатации можно устанавливать любое контрольное устройство, сертифицированное на соответствие 720 приказу, а ТС, участвующие в международных перевозках должны оснащаться устройствами с сертификатом соответствия ЕСТР.  Посмотреть документ можно здесь.

Любое устройство, сертифицированное, по ЕСТР имеет сертификат по 720 правилам, иначе его не пропустили бы через таможню.

Итак, для эксплуатации на территории РФ обязательно наличие сертификата о соответствии 720 техническим требованиям, но, если ваш автомобиль выезжает за пределы РФ (в том числе Белорусия или Казахстан), то необходимо еще соответствие правилам ЕСТР.

Итак разобьем все существующие модели на 2 большие группы:

1. Соответствующие как ЕСТР, так и 720 постановлению правительства.

2. Соответствующие только 720 постановлению правительства.

Все остальное может называться тахографами, но запрещено к эксплуатации на территории РФ. 

С теми машинами, которые покидают территорию РФ все понятно – им необходимы тахографы первой группы, переходите сразу к разделу «Выбор модели тахографа по ЕСТР», у остальных есть выбор.

Выбор типа тахографа.

Если в вашей компании в эксплуатации приняты ТС европейских марок, и их возраст менее 16 лет (есть еще и старички на просторах РФ), то ваши машины уже должны быть оснащены приборами по правилам ЕСТР. Вам необходимо только своевременно калибровать и поверять (аналоговые) их, а так же регулярно (не реже чем 1 раз в 28 дней) считывать и хранить информацию в течении 1 года.

По требованиям ЕСТР тахограф должен быть ТОЛЬКО цифровой (с индивидуальными чип – картами у каждого водителя). Т.е. каждый водитель предприятия должен иметь свою карточку и своевременно продлевать ее. Помимо этого, для считывания информации с тахографа необходима карта предприятия (минимум одна, но их количество на одно предприятие ограничивается только разумными тратами на приобретение карт) и специальный считыватель данных. Так же для эксплуатации тахографа необходимо иметь специальную бумагу для принтера, которая расходуется только в момент проверки или обслуживания устройства. Ежедневных распечаток делать не требуется – информация дублируется в тахографе и карте водителя.

Если у Вас машины до 2006 года выпуска – то у Вас стоят аналоговые тахографы, которые пишут информацию на тахокарты, или, как их называют водители, «Шайбы». С ними просто в сборе, но сложно в хранении и учете – 30 дней шайбы у водителя (для предъявления инспектору), потом хранятся год на предприятии.

Недостатком такого метода хранения информации является как сложность учета, расшифровки и хранения данных, так и огромное количество подделанной информации. За 10 лет обязательного применения было выявлено более 100 способов (способов, а не случаев) подделки данных, как в одну, так и в другую сторону. Водители использовали тахографы для получения максимальной прибыли в ущерб безопасности.

С 2006 года на все новые машины в Европе устанавливают цифровые тахографы, а с 1.10.2010 запрещено ремонтировать аналоговый тахограф – необходимо, вместо сломавшегося, устанавливать новый цифровой.

К сожалению, не на все автомобили производства СНГ возможно установить тахограф согласно требований ЕСТР, например автобус – Газель или Бычок. Для правильной установки Европейского тахографа в них необходимо заменить коробку переключения передач. Причем не на такую - же, Российского производства, а на аналогичную импортную, что по стоимости превысит стоимость машины, да и документы на переоборудование собирать не легкий труд.

В РФ возможно устанавливать как цифровые аппараты российского производства, так и европейские аналоговые (уже не выпускаются, но собраны со складов всей Европы). Но сертификаты на эти аналоговые устройства вот-вот закончатся, поэтому при приобретении необходимо смотреть на дату окончания в сертификате.

Российские цифровые устройства отличаются от европейских шифрами карт (стандарт тот же, но записанная информация кодируется по-другому), тем, что не использует дорогостоящих датчиков скорости (но за счет этого и ниже защита от взлома). Их можно подключить как к штатным датчикам автомобиля, так и к системе ГЛОНАСС (на практике в 90% случаев установка только по системе ГЛОНАСС, т.к. подключение к штатному датчику скорости стоит дополнительных денег, а выполнение минимальных требований делают с минимальными затратами).

Выгодной особенностью российских устройств является возможность одновременного выполнения требований по тахографам и по ГЛОНАСС. Для подключения трекинг системы к российскому устройству достаточно вставить туда SIM карту с оплаченным интернетом и заключить договор на сопровождение с одной из фирм, принимающих такой стандарт передачи данных, либо установить свой сервер, для передачи треков на него.

Алгоритм работы и управление практически копируют европейские аналоги. Таким образом, водитель, пересевший с европейской машины, легко освоится с управлением российским устройством. Необходимо только получить карту российского образца.

Выгрузка данных осуществляется аналогично европейским устройствам, единственное отличие – производить выгрузку можно при помощи обычного USB Flash накопителя, что многократно дешевле европейских устройств. Аналогично, для российских устройств используется обычная кассовая бумага, а не специальная, дорогостоящая.

Мало того – выгрузить данные с российского устройства, подключенного к трекинг системе ГЛОНАСС возможно дистанционно, посредством GPRS канала.

Аналогичные системы имеются и у Европейских производителей, но их стоимость значительно дороже российских.

Применение в одной компании двух стандартов контрольных устройств (а, возможно и трех, если считать аналоговые) приводит к путанице в управлении, отсутствии контроля и перерасходом средств (2 карты на каждого водителя, 2 карты предприятия).

Это не является проблемой для предприятий, где существует жесткое разграничение на внутренние и международные перевозки (по сути это 2 предприятия), но тогда руководитель должен быть образован и знать особенности каждого устройства. Я встречал случаи, когда грамотный руководитель, используя 3 системы тахографов, не только не путался, но и извлекал определенную выгоду из сложившегося положения.

Программы расшифровки данных тахографов.

И Европейские и Российские тахографы пишут информацию в одном стандарте записи данных. К сожалению, я пока не встречал ни одной российской программы, но программы европейские прекрасно расшифровывают российские данные. Польская фирма MATT выпустила программу, которая позволяет переводить шайбы аналогового тахографа в цифровой формат, что делает обработку данных очень удобной. Внедрение данных контрольных устройств в систему управления предприятия позволяет выявить нарушения водителем не только режима труда и отдыха, но и левые рейсы, нарушение допустимых скоростей, отклонения от маршрута. Многие программы, предлагаемые для автопредприятий, имеют блок выгрузки данных, совместимых с популярной программой 1С.

В качестве резюме данной главы я приведу таблицу с основными преимуществами разных стандартов контрольных устройств.

ЕСТР

Российский

1. Четко прописанные правила эксплуатации, режимы работы, ответственность за нарушение.

1. Дешевле.

2. Отработанные, качественные конструкции

2. Возможно одновременное выполнение требований по ГЛОНАСС.

3. Надежные устройства.

3. Не требует дополнительных дорогостоящих датчиков.

4. Высокая устойчивость к подделке данных.

4. Возможно установить на любой автомобиль с панелью под 1 DIN (автомагнитола).

5. Применимо на территории любой страны ЕС.

5. С установкой может справиться грамотный электрик.


6. Для обслуживания не требуется специальных приборов и расходных материалов (считыватель, бумага).



Выбор тахографа по правилам ЕСТР.

С 2006 года по Европейским правилам на новых машинах должны устанавливаться цифровые тахографы и с 1 ноября 2011 года, в случае выхода из строя аналогового прибора он должен быть заменен на цифровой.

Недостатком цифровых тахографов является их неремонтопригодность. При поломке цифрового тахографа требуется его замена. Но, учитывая высокую надежность электроники, цифровые тахографы превышают характеристики безотказности и надежности аналоговых.

Sivmens VDO

Simens занимает около 70 % рынка вследствие именитой марки и большого количества сервисных центров.

Efas Efkon или Efas Intellik (производитель переименовался).

Отличительной чертой тахографа Efkon компании Efas (Intellik) является отдельный блок принтера – единственного прибора, имеющего подвижные детали и, в связи с этим, наиболее часто имеющим неисправности. Таким образом, замена принтера головного устройства может быть произведена водителем самостоятельно и стоимость детали намного меньше устройства в сборе. В настоящий момент планируется начало производства тахографа Efas на территории РФ, что, возможно, снизит стоимость устройства. В настоящий момент на рынке представлено одновременно 3 и 4 модификации. 4 поколение - необходимо устанавливать на автомобили выпуска с 1 ноября 2011 года, т.к. они соответствуют правилу 1 минуты.

Приборы фирм Actia и Stoneridge, в сумме установлены не более чем на 2% транспортных средств, эксплуатируемых на территории РФ и оснащенных цифровыми тахографами. Хотя у тахографа Stoneridge есть неоспоримое преимущество - программируемый выход сигнала скорости, что очень удобно при установке, но не имеет значения в эксплуатации. Тахографы Actia не получили сертификата на соответствие правилу 1 минуты и с 1 ноября 2011 года прекратили выпуск своих устройств. Но вы можете найти тахографы этой марки на складах и на вторичном рынке.

Вы можете спросить, какой вторичный рынок? - Отвечу так: Есть разборки старых грузовиков, есть битые машины, серые партии нелегально ввезенного товара. Но покупка у таких продавцов черевата следующими последствиями: 

1. Возможна покупка не работающего устройства (сломано, заблокировано, вскрыты пломбы и т.д.). Это не автомагнитола, которую из машины снял, в другую поставил. В тахографе есть внутренняя память, которая зависит от питания и ряд пломб контроля вскрытия. Если произошло разрушение пломбы (не важно по какой причине) тахограф устанавливать нельзя. Если повреждена внутренняя память (такое бывает, когда садится батарейка и одновременно пропадает питание), тахограф выходит из строя самостоятельно (срабатывает защита).

2. Если товар ввезен не легально, то у него нет Российской гарантии и Российского паспорта. Если ваши перевозки не лицензируемый вид деятельности - проблемы маловероятны - устройства с высоким уровнем надежности и обращения по гарантии крайне редки, но, если вам необходима лицензия, вам необходимо предоставить в лицензирующий орган копию паспорта устройства.

3. Возможна покупка устройства не признанного законодательством РФ (а тем более ЕС) тахографом. Уже обращались люди с китайскими тахографами с шайбами, расчитанными на 7 дней, загадочным устройством, который насчитывает время водителю времени, исходя из набора на клавиатуре ФИО водителя. При этом набор осуществляется латиницей. К примеру моя фамилия Козьяков - я от сотрудников IT получил 4 разных варианта набора моей фамилии. Я могу 1 за 4 работать?

Рекомендация стандартная - покупайте у официальных станций, имеющих разрешение на установку, либо, если цена очень привлекательна - приходите с покупателем на официальную СТОА и проверяйте устройство перед покупкой (я такую проверку делаю,бесплатно, с условием установки у нас).

Выбор тахографа Российского образца.

Если вы не выезжаете за территорию РФ, Вы можете взять себе тахограф Российского образца. Но Вы должны осознавать, сто даже в Белоруссию на этой машине выезжать запрещено. И это нарушение на Российского законодательства, со смешными штрафами в 1000 рублей водителю и 3000 предприятию, а нарушение международного законодательства со штрафом до 4000 ЕВРО!
На данный момент "живых" российских приборов два - Меркурий ТА-001 и Штрих ТахоRus. Оба есть в наличии в нашем сервисе. Говорить о приемуществах и недостатках этих приборов пока сложно - обоим приборам менее года, пока могу сказать только выявленные эксплуатационные особенности:
Меркурий ТА-001
При установке данный прибор выходит из панели на 15-20 мм, что куда больше, чем магнитола или другие стандартные устройства, вставляемые в разъем 1 DIN. Это выделяет его среди других устройств на панели. 
Пластиковая защита экрана в пасмурную погоду  просто аляповато выглядит, а в солнечную бликует и откровенно мешает.

Штрих ТахоRus
Как и Меркурий этот прибор выделяется над торпедой, но уже меньше, всего на 10-15 мм. Более качественный экран и значки большего размера, аналогичны европейским устройствам. Пластик на ощупь более "мягкий", чем у Меркурия. Данное устройство можно по качеству внешнего исполнения сравнивать с европейскими, если бы не два небольших нюанса:
1. Белые кнопки... Явного раздражения нет, но... выделяется.  (приписка октябрь 2012) Следующая партия на рынке будет с черными кнопками.
2. Отсутствие заглушки на разъемах. Опять же ничего негативного нет, но даже у Меркурия разъем закрыт резиновой заглушкой (приписка август 2012) Заглушки появились на всех моделях тахографа.

Остальные устройства Российского производства пока существуют только в тестовых образцах.
Калужский Завод Телеграфной Аппаратуры  представил тахограф КАСБИ DT-20
Звонили представители завода, по почте выслали красивую рекламу (откуда и взято фото сверху), но на простейшие вопросы, с которых начинается сотрудничество (сколько стоит, как монтировать, программы, треки, договора....) звонивший сотрудник не ответил, на письмо с этими вопросами ответа нет уже почти месяц. (10.07.2012г.)
на Обучении в НИИАТ, прошедшем с 16 по 30 апреля 2012 года представители завода презентовали новую модель мастерам. Ждем информации.
(приписка август 2012) Был куплен на тесты тахограф, несколько характеристик не понравились, наиболее серьезные были исправлены в течении 1 недели. Но оставшиеся, на мой взгляд стоят более 2000 рублей  - это прибор, отвечающий за безопасность. Пока не рекомендую к установке, хоть и представляю клиентам.

Заявлен и Смоленский завод Измеритель с моделью ТЦА-02.
На сайте завода висит эта фотография и немного технических данных. На занятиях в НИИАТ так же был представлен, но пока нет информации об особенностях эксплуатации.

При поступлении дополнительной информации, она будет публиковаться на сайте, будет периодически меняться инструкция, следите за новостями на сайте.
Более новая информация в татье журнала Основные средства №10 от 2012 года.


Источник: http://www.tachographplus.ru/tacho/news/index.php?ELEMENT_ID=31
Категория: Все о грузовиках и перевозках | Добавил: SVL (19.11.2012)
Просмотров: 3560 | Теги: тахограв для грузовика, выбор тахографа, какой тахограф ставить, классификация тахографов, разновидность тахографов | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]